Опубликовано: 18.08.2015

Пошаговая инструкция регистрации ИП

Прежде чем начать деятельность предпринимателя, необходимо получить государственную регистрацию. Наиболее простой формой является регистрация ИП.

ИП, Индивидуальный предприниматель –  это физическое лицо, которое получило государственную регистрацию в установленном Законом порядке, и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Шаг 1. Выбор кодов видов деятельности ОКВЭД

В заявлении на регистрацию ИП Вам необходимо будет указать коды тех видов деятельности, которыми Вы намерены заниматься. Коды можно найти в ОКВЭДе – Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Первый код, который Вы укажете в списке, будет основным. Вы имеете право вписать в заявление неограниченное число кодов, но во-первых: указание более 20 кодов, может привести к техническому сбою и отказу в регистрации, а во-вторых: если позже Вы решите сменить или добавить к своим видам деятельности что-то еще – для этого достаточно будет подать заявление на регистрацию изменений.

Логика выбора кодов простая — есть родительские группы кодов видов деятельности и есть более точное указание вида деятельности в этой родительской группе. Если Вы выберете кодом просто родительскую группу, то будете иметь право заниматься всеми видами деятельности входящими в состав этой группы, и обратно — если укажете точный код, отсечете прочие виды деятельности этой родительской группы.

Наперед не всегда точно можно знать чем будете заниматься в будущем, поэтому практичнее будет указывать общие родительские группы.
Но следует иметь в виду, что код такой группы должен быть минимум из 3-х цифр.

Шаг 2. Выбор формы налогообложения

При выборе системы налогообложения естественно желание каждого налогоплательщика уменьшить величину налоговой нагрузки на бизнес. Поэтому на этапе создания фирмы надо ответственно подойти к выбору режима налогообложения. Это может быть общая система налогообложение (ОСН) с уплатой всех налогов или упрощенная система налогообложения (УСН). Существует так же налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Это обязательная система для тех категорий налогоплательщиков, которые осуществляют вид деятельности, отнесенный к установленному Законом перечню.

При выборе системы налогообложения следует:

  • Выяснить, сколько  видов деятельности Вы будете осуществлять.
  • Есть ли среди видов деятельности подпадающие под ЕНВД.
  • Удовлетворят ли Ваши показатели условиям и ограничениям, установленным НК РФ, для применения УСН.
  • Если возможно применение УСН, то какова доля расходов по отношению к доходам, так как от этого зависит выбор объекта налогообложения «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Упрощенная система налогообложения — представляется наилучшим выбором для большинства предпринимателей малого бизнеса. Остановимся на ней подробно.

Вести деятельность, применяя такую систему может любой гражданин, вести бухгалтерию легче, чем применяя любую другую систему налогообложения. В зависимости от объекта налогообложения, в ряде случаев вести самостоятельно бухгалтерию можно.

Естественно есть нюансы, но если задастся целью — то можно. Среди дополнительных плюсов применения упрощенной системы налогообложения является то, что появляется возможность уплачивать налоги в относительно низком размере и при этом законно работать.

Чуть подробнее про эту систему:

  • Лица, применяющие упрощенную систему налогообложения в рамках ведения деятельности освобождаются от уплаты всех других налогов. (подробнее см. ст. 346.11 НК РФ). Т.е. упрощенный налог заменяет собой совокупность прочих налогов
  • В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, наемных сотрудников, уплата всех налогов по деятельности для индивидуального предпринимателя ограничивается уплатой налога по применяемой системе налогообложения, который платится раз в квартал
  • По мимо этого, индивидуальный предприниматель производит раз в год уплату платежа в Пенсионный Фонд РФ
    Подробнее про фиксированные платежи
  • С наемными сотрудниками — к этим отчислениям добавляются платежи во внебюджетные фонды по зарплатам сотрудников, уплачиваются ежемесячно

При определении в своем выборе следует также помнить о том, что:

  • Налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения или уплачивающие ЕНВД, ведут бухгалтерский учет в полном объеме.
  • Налогоплательщики при применении УСН ведут учет в книге учета доходов и расходов.
  • Если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, подпадающие под разные системы налогообложения или облагаемые налогами по разным ставкам, то он должен вести раздельный обособленный учет доходов и расходов. Если какие-то из расходов невозможно распределить прямо, то в большинстве случаев они распределяются косвенным путем пропорционально доле выручки в общей выручке налогового периода.
  • Если налогоплательщик по одним видам деятельности обязан уплачивать ЕНВД, а по другим хочет применять УСН, то при расчете предельного размера выручки для УСН не учитывается выручка от видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, а при определении предельного количества работников, учитываются все работники.
  • Для окончательного решения имеет смысл выполнить вариантные расчеты бюджета Вашего предприятия систем налогообложения, убедившись, в каком из вариантов системы налогообложения суммарный размер налоговой нагрузки минимален.

Ограничения для упрощенной системе налогообложения, см. ст.346.12 п.3, часть же этих ограничений касается следующих лиц:

  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства
  • банки
  • страховщики
  • негосударственные пенсионные фонды
  • инвестиционные фонды
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг
  • ломбарды
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов
  • организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников превышает 100 человек
  • организации и предприниматели, у которых основные средства превышают 100 млн. рублей
  • иностранные организации

Теперь необходимо выбрать объект налогообложения, т.е. то с чего, по определенной налоговой ставке будут считаться налоги.

Есть 2 вида объектов налогообложения, которыми признаются:

  • Доходы
    Налоговая ставка составляет 6%
    Доходами являются все полученные доходы от реализации товаров и услуг и внереализационные доходы
  • Доходы, уменьшенные на величину расходов
    Налоговая ставка 15%
    Отметим, что Субъектам РФ дано право самостоятельно изменять размер налоговой ставки в пределах от 5 до 15%

Порядок определения расходов рассмотрен в ст.346.16 НК РФ

Совет по выбору объекта простой:

  • Если у Вас деятельность, где в 100% сумме доходов в квартал, сумма расходов составляет меньше 60% от общей суммы дохода, то Вам выгодно применять упрощенную систему с объектом доходы по ставке 6%
  • Если расходов больше 60%, то с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов — ставка 15%

То есть, если Вы осуществляете деятельность, при которой прямо не запрещено применение упрощенной системы (ст.346.12 п.3), и предельные значения доходов не превышают установленных ограничений (до 2013 года 60 млн. р. в год) то Вам как налогоплательщику — всегда выгодно применение упрощенной системы налогообложения.

Шаг 3. Подготовка учредительных документов

Для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представляются следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р21001, где нотариус удостоверил подпись заявителя;
  • копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенная).

Нужно сделать копию каждой страницы паспорта. Количество копий должно равняться количеству страниц паспорта. Если Вы отнесете документы в инспекцию лично, Вам будет достаточно обычной ксерокопии, но если Вы решите отправить документы по почте, необходимо копию паспорта заверить нотариально. Если Вы этого не сделаете, в регистрации вам откажут и документы вернут обратно.

Шаг 4. Оплата государственной пошлины

Оплата производится в любом из отделений Сбербанка по данным паспорта будущего индивидуального предпринимателя.

Шаг 5. Регистрация в межрайонной ИФНС

Регистрация ИП в г. Якутске осуществляется МРИ ФНС №5  России по РС (Я). 677000, г. Якутск, 202 мкр-н, корпус 23

.

Шаг 6. Получение учредительных документов в МИФНС

Срок регистрации индивидуального предпринимателя 6 дней, с учетом выходных – 8 дней. Для того чтобы зарегистрированный ИП мог начать свою деятельность необходимо еще около 3-5 дней, для открытия расчетного счета. При необходимости сроки регистрации ИП можно немного сократить. Документы должен получать ИП или доверенное лицо. Регистрация осуществляется по принципу «в одно окно».

Комплект документов включает:

  • Свидетельство ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя)
  • Свидетельство ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика)
  • Выписку из ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей)
  • Уведомление из органов статистики (Петростат)
  • Уведомления из внебюджетных фондов (ПФР)

Шаг 7. Получение разрешительных документов, дающих право на ведение определенного вида деятельности

Если того требует специфика избранной Вами деятельности.

Например, если Вы собираетесь открыть розничную торговую точку, то Вам понадобится собрать соответствующий пакет разрешительных документов. При открытии торговой точки в перечень действий по получению таких документов войдут:

  • Получение санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора.
  • Получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (если необходимо).
  • Регистрация кассовых аппаратов (в Межрайонной ИФНС).
  • Заключение договора на аренду торговых площадей
  • и т.д.

Шаг 8. Изготовление печати

В законе РФ не предусмотрена обязанность иметь печать ИП (Индивидуальны предпринимателя), за исключением,  предпринимателей, оказывающих услуги населению, не применяющие ККТ. В этом случае печать обязательна.

В Федеральном законе № 54-ФЗ в пункте 2 статьи 2 установлено, что организации и ИП могут рассчитываться наличными или использовать платежные карты без применения контрольно-кассовой техники, выдавая при этом населению соответствующие бланки строгой отчетности. Требование к оформлению Бланка Строгой Отчетности приводятся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, где утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Подпунктом «и» п. 3 Положения установлено, что документ в качестве обязательного реквизита должен содержать “печать ИП” (индивидуального предпринимателя). Таким образом, Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, напрямую предусматривает проставление ИП на БСО печати ИП.

Во всех остальных случаях печать для ИП не обязательна.

На сегодняшний день нет определенных требований к содержащимся на печати организации дополнительным реквизитам, и законодательство не запрещает размещать на штампе дополнительную информацию, например ИНН и ОРГН, или логотип. Однако запрещено размещать на своей печати объекты государственной символики.

Шаг 9. Открытие расчетного счета в банке

Если вы планируете работать по безналичному расчету, то вам необходимо будет открыть расчетный счет для ИП. Если же вы будете проводить ТОЛЬКО наличный расчет, то расчетный счет не требуется. Но когда бизнес постепенно начинает приносить все более существенные доходы, то расчетный счет для ИП становится необходимостью.

Открыть расчетный счет можно в любом банке. При выборе банка следует обратить внимание не только на стоимость открытия расчётного счета, но и на стоимость его обслуживания.

После представления всех необходимых документов банк открывает расчетный счет.

Как правило, в банк нужно предоставлять:

  •  Паспорт;
  • Ксерокопию паспорта;
  • ИНН;
  • Ксерокопию ИНН;
  • Свидетельство о регистрации ИП;
  • Ксерокопию свидетельства о регистрации ИП;
  • Ксерокопию выписки из реестра индивидуальных предпринимателей;
  • Ксерокопию листочка, выданного в Федеральной службе государственной статистики.

В заключение

Об открытии счета предприниматель должен сообщить в регистрирующий орган, а также в фонды в течение 7 дней со дня открытия. Сделать это необходимо в письменном виде, заполнив специальную форму. Также в некоторых случаях нужно будет уведомить налоговый орган и об открытии личного счета лишь в том случае, если он используется в предпринимательской деятельности. Если же ИП открыл счет в банке для личного использования, то уведомлять об этом налоговый орган не требуется.

После получения Свидетельства о государственной регистрации ИП, необходимо получить информационное письмо из Федеральной службы государственной статистики Росстат (ранее Госкомстат).

Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) регистрируют Вас без Вашего участия, письма об этом приходят на Ваш адрес регистрации (прописки). Если Вы применяете упрощенную систему налогообложения (УСНО), налогооблагаемая база уменьшается на величину взносов в ПФР, независимо от объекта налогообложения (будь то доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

Далее Вам, при необходимости, нужно будет изготовить печать, выбрать банк и открыть там расчетный счет.

Примечание: Обязательно проверяйте актуальность форм документов для регистрации ИП в настоящее время в регистрирующей организации.

Документы необходимые для регистрации ИП