Опубликовано: 24.05.2016

Нужен ли трудовой договор директору?

Трудовой договор всегда предполагает две стороны – сотрудника и работодателя. Когда организацией руководит единственный учредитель, то одной из сторон нет. Значит, заключить договор нельзя. В этом случае трудовые отношения оформляют решением единственного участника.

При этом, отсутствие трудового договора на «бумаге» не означает отсутствия трудовых отношений. Статьей 16 Трудового Кодекса РФ определено, что трудовые отношения возникают не только в результате заключенного контракта в бумажной форме, но и при фактическом допущении сотрудника к месту службы, с ведома представителя компании, даже если договор не был оформлен надлежащим образом. Отношения, которые возникают при назначении директора на эту должность, характеризуются как трудовые на основании договора.

И тут возникает новая проблема. В соответствии со статьей 21 ТК работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью выполняемых им дел, количеством и качеством работы. Размер оклада различных доплат, надбавок и поощрительных выплат должен быть указан в трудовом договоре. Но если он в бумажном виде не заключался?

Трудовой договор с единственным учредителем - нужен ли он?

использовано изображение с сайта gapm.econfin.ru

Зарплата или дивиденды?

Директор, являющийся единственным учредителем, может получать несколько видов выплат, к ним относятся: заработная плата и дивиденды.

Первое, это вознаграждение за выполненную работу в рамках заключенного договора. В случае если руководитель является единственным участником, при отсутствии письменного трудового контракта, размер заработной платы можно предусмотреть в штатном расписании.

Но зарплату можно и не выплачивать. При отсутствии «бумажного» договора директор может получать только дивиденды. Ими признается любой доход, полученный акционером при распределении чистой прибыли. Общество вправе один раз в квартал, полугодие или год принимать решение о распределении своего дохода между участниками (п. 3 ст. 28 Закона № 14-ФЗ).

Если принято решение платить руководителю-учредителю только дивиденды, необходимо соблюдать общие правила по оформлению таких выплат. Они должны производиться:

  • не чаще одного раза в квартал;
  • за счет чистой прибыли, оставшейся после уплаты всех налогов;
  • на основании решения собственника.

При этом, компания должна:

  • иметь полностью оплаченный уставный капитал
  • не иметь признаков банкротства

Если же платить дивиденды не раз в квартал, а ежемесячно? Ничего хорошего из этого не выйдет — выплаченные таким образом денежные средства будут переквалифицированы в зарплату. Со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Дабы избежать спорных ситуаций, допускается выплата и дивидендов, и зарплаты. В этом случае зарплата может быть и минимальной, но не ниже установленного МРОТ, или средней по отрасли.

Особенности выплаты дивидендов

В 2016 году ставка НДФЛ для резидентов РФ составляет 13%. Расчет этой суммы при выплате дивидендов осуществляться следующим образом:

  1. Сумма дивидендов, начисленных учредителю / Дивиденды, начисленные всем учредителям * (Дивиденды, начисленные всем учредителям – Дивиденды, которые были получены в текущем и прошлом годах) * 13%.
  2. Если организация не получала дивиденды в расчетном периоде, формула значительно упрощается: в этом случае дивиденды, начисленные участнику, просто умножаются на 13%.

Дивиденды выплачиваются акционерам имеющим долю в уставном капитале организации только из чистой прибыли организации. При этом они не считаются доходами полученными в ходе трудовой деятельности и не являются выплатами, связанными с выполнением работ в рамках какого-либо гражданско-правового договора. По этой  причине, страховые взносы с них не выплачиваются.

Таким образом, руководителю предстоит сделать выбор и учесть, что при выплате дивидендов и меньшей ставке налога на доходы, взносы на будущее пенсионное обеспечение ему придется отчислять из личных средств.

По материалам ТПП РС(Я)